ART NON-STOP. Фестиваль современных художников Ярославля

21 марта 2016 - 9 апреля 2017, Губернаторский дом

Вход свободный

В четвертый раз в залах Ярославского художественного музея проводится фестиваль «АRT NON-STOP». В течение трех недель вас ждут три выставки современных ярославских художников – это Андрей Жевакин и Александр Александров, впервые мы представляем творческое объединение «АРТ-СТУДИЯ 204», которым руководит Михаил Бекетов.

Главная идея проекта – как можно шире представить художественную жизнь города, открыть для ярославцев новые имена и новые грани творчества уже известных авторов. Одна из целей проведения фестиваля – полнить коллекцию музея работами современных художников, понравившимися публике на выставках. Посетители участвуют в выборе картины, которую авторы после экспонирования подарят музею.

Особенность фестиваля этого года – представление различных техник. На выставках будет экспонироваться живопись, графика, различные жанры декоративно-прикладного искусства: керамика, стекло (витраж), мозаика, горячая эмаль.

Открывает проект выставка «АРТ-СТУДИИ 204» – творческого неформального объединения художников. В него входят Михаил Бекетов, Елена Евдокимова, Георгий Бекетов, Светлана Воробьева, Стелла Арутюнова. Художники работают в различных жанрах декоративно-прикладного искусства: керамика, стекло (витраж), мозаика, горячая эмаль. Объединяет же их готовность к творческому эксперименту, смелое следование интуиции и свободное владение материалом.

Андрей Жевакин в своей живописи открывает нам своеобразный мир художника. Героями его произведений становятся люди, предметы, уголки интерьера или пейзажи, ставшие дорогими его сердцу, поэтому они наполнены особой теплотой чувств, обезоруживающей непосредственностью, открытостью замысла. В 2010 году А. Жевакину было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации.

Александр Александров много лет работает в жанре пейзажа, это позволило художнику достичь творческой свободы в трансформации природного мотива в художественный образ, выработать свой творческий метод, что делает его произведения глубоко индивидуальными и узнаваемыми.

Каждую субботу в 15.00 – встречи с художниками.
ОТ ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ ДО БАРОККО. Произведения западноевропейских художников XV–XVII вв. из собрания Василия Горященко (Москва)

9 декабря 2016 - 16 апреля 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный - 150 руб., льготный - 100 руб.

Картины старых западноевропейских мастеров пользуются вниманием ценителей живописи. Высокое профессиональное мастерство их исполнения, равно как и тонкая поэтика восприятия окружающего мира делают эти работы объектом неподдельного восхищения.

На выставке представлены работы немецких, нидерландских и итальянских художников XV–XVII вв. из частной коллекции Василия Горященко.

В традициях позднеготического искусства исполнено одно из самых ранних произведений в экспозиции – «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» (1480).

Глубоко религиозное Северное Возрождение было временем творческих поисков, когда художники, переосмыслив традиции Средневековья, стали реалистически изображать человека и окружающий его мир. Религиозные сюжеты и христианская символика органично соединяются с приемами реалистической живописи в творчестве выдающихся голландских художников первой половины XVI века. С образами Мадонны художников круга Йоса ван Клеве и Луки Лейденского можно познакомиться на выставке.

Все произведения, представленные на выставке, объединены не только христианской тематикой, но и высочайшим художественным уровнем. Гости музея могут познакомиться с произведениями, достойными украсить экспозиции лучших музеев Европы.

МОДНЫЙ ПОКАЗ. Дамский костюм 1890–1910 гг.

13 декабря 2016 - 1 октября 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный - 100 руб., льготный - 80 руб.

«Модный показ» представляет дамские платья конца XIX – начала XX века из коллекции музея. На выставке можно узнать, как одевались, у кого заказывали наряды и на что ориентировались жительницы Ярославля и губернии более ста лет назад.

Городской костюм 1890–1910-х годов в России имел мало отличий от европейского, оставался под влиянием Парижа и Вены. Австрия экспортировала одежду во все страны, в том числе и в Россию. Русские портные ездили совершенствоваться в Лондон и Вену.

1900-е годы были эпохой небольших женщин. В моде был рост 155–160 см и пышная грудь. Поэтому и одежда стремилась к созданию иллюзии пышного бюста. В одежде бюст располагался единым пышным фронтом, драпировали его, используя всевозможные рюши и подкладные ватные подушечки, добиваясь, чтобы грудь выглядела вызывающе красиво. По сохранившимся платьям этого периода мы знаем, что талию утягивали до объемов в 42–45 см, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников.

Русская мода 1900-х годов тяготела к использованию отечественных материалов. В первую очередь это касалось кружева. Отличительной чертой отечественного вкуса была любовь к декору. Именно поэтому все вещи русской работы более сложны и многодельны, чем вещи, которые делали на Западе – они отделаны вышивкой, лентами, тесьмой, складками, бантами, воланами, аппликациями. Популярны были роскошные орнаменты.

С конца 1910-х годов наступил следующий этап развития костюма. Платье стало короче и приобрело строгий, стройный силуэт. Лиф стал мягким, с небольшим напуском и завышенной талией. Юбка – прямая, узкая, часто украшалась асимметричными, плотно прилегающими к фигуре драпировками. Одной из особенностей моды стало соединение тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа – с полупрозрачными воздушными газом, шифоном, тюлем.

Женская мода снова стала меняться – одежда стала более практичной; узкую прямую юбку сменила миди-юбка в складку, шляпы стали меньше и без отделки. Было создано «платье на все случаи», которое можно было носить дома или вне его, с утра до вечера, а то и в постели. Работающие женщины поняли, что практичная, строгая одежда имеет и свое очарование: в ней женщины выглядят компетентными и серьезными.

БЕНУА - ЛАНСЕРЕ - СЕРЕБРЯКОВА. Династия художников

25 ноября 2016 - 26 марта 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный - 70 руб., льготный - 50 руб.

Музей представляет выставку одной из наиболее прославленных в искусстве семей. Экспозиция сформирована из предметов собрания Ярославского художественного музея. В коллекции музея более ста произведений художников клана Бенуа-Лансере-Серебряковой: рисунки, акварель, живопись, экслибрис, открытки и несколько раритетных книжных изданий.

На выставке представлены работы конца XIX – начала ХХ вв., периода смены художественных эпох в русской культуре. Тон в творчестве этого периода в семье Бенуа задало объединение "Мир искусства", одним из организаторов которого был Н.А. Бенуа.

Основателем династии в России стал Леонтий Николаевич Бенуа (1770–1822), бежавший от революции во Франции в 1794 г. и ставший главным кондитером при дворе императрицы Марии Фёдоровны. У него было одиннадцать детей, из которых пятеро продолжили род Бенуа в России. Самой творчески плодовитой оказалась линия четвертого сына – Николая Леонтьевича Бенуа (1813–1898), российского архитектора, академика.

Почти все шестеро его сыновей связали свою жизнь с искусством. Старший сын – Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) – художник, архитектор, академик. Второй сын Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928) – архитектор, академик.

Младший сын, самый известный из детей Николая Леонтьевича – художник, художественный критик, основатель объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа (1870–1960). Он женился на Анне Карловне Кинд (1869–1952). Их сын художник и сценограф Николай Александрович Бенуа (1901–1988), родился и получил образование в России, стал известным итальянским художником.

Дочь Н.Л. Бенуа – Екатерина Николаевна Бенуа (1850–1933) была в молодости художником-графиком. Она вышла замуж за скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере (1848–1886), трое их детей стали известными художниками. Старший сын – художник и архитектор, профессор Академии художеств Николай Евгеньевич Лансере (1879–1942). Второй сын – известный художник, член объединения "Мир искусства" Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946). Младшая дочь — русская художница Зинаида Евгеньевна Лансере (1884–1967), по мужу Серебрякова.

РАСПЕТУШЬЕ

29 декабря 2016 - 9 апреля 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный - 60 руб., льготный - 40 руб.

На выставке вас встретит многоголосие фарфоровых, керамических, стеклянных петухов и куриц.

Народное искусство представлено глиняными игрушками с петухами знаменитых промыслов Дымково (Киров), Филимоново (Тула), Жбанниково (Нижний Новгород), Троицкое (Липецк). Очень интересны копилки-петухи из подмосковной Гжели, выпускавшиеся местными артелями очень недолго в 1920-е годы. Городецкие деревянные расписные петушки доносят многовековую основу народной культуры, бережно сохраняемую современными мастерами. Народные традиции вдохновили и лучших мастеров ленинградского фарфорового завода (бывшего императорского) Алексея Викторовича Воробьевского, Лепорскую Анну Николаевну и Алексея Григорьевича Сотникова на создание особого русского стиля форм и росписи фарфора, в котором изображению петуха отдается особое место.

Дополняют выставку фарфоровые графины разных фабрик России, выполненные в форме петуха и напоминающие, что само слово «петух» в русском языке происходит от слова «пить». Хороши в экспозиции масленки и солонки в форме куриц, петух – птица семейная и представить его без курицы-подружки невозможно.

Валентина Терешкова: Первая женщина в космосе

16 марта 2017 - 17 сентября 2017, Музей науки, Лондон

Музей науки в Лондоне (Великобритания) представляет выставку «Валентина Терешкова: Первая женщина в космосе» к 80-летнему юбилею первой женщины-космонавта. Выставка будет работать с 16 марта по 17 сентября 2017 года.

Посетители выставки узнают о достижениях Валентины Терешковой через ее личные вещи, изображения и фильм. Кураторы выставки предлагают поразмышлять о жизни, которая сделала из девушки, работавшей на фабрике и занимавшейся парашютным спортом в свободное время, космонавта, посла мира и политического деятеля.

Ярославский художественный музей предоставляет на выставку картину А. Мазитова «Чайка» (Портрет В.В. Терешковой). 1964. Картина «Чайка» была написана художником сразу после космического полета Терешковой. В ней молодая спортсменка изображена на летном поле с парашютом в предчувствии будущего полета.

НАИВ...НО. Исторические и стилистические параллели в искусстве наива и профессиональном искусстве примитивизма XX-XXI веков

2 февраля 2017 - 1 мая 2017, Московский музей современного искусства

Произведение Алексея Моргунова "Мясная лавка" (1910) из собрания Ярославского художественного музея - участник выставки "НАИВ...НО", одного из масштабных проектов V Московского международного фестиваля наивного искусства "Фестнаив" в Московском музее современного искусства.

Проект «НАИВ... НО» уже в своем названии содержит заявку на расширение границ восприятия наивного искусства, на преодоление стереотипов, связанных с его фольклорным характером. В первую очередь, — это масштабное исследование, направленное на определение места наивного искусства в контексте общего художественного процесса прошлого века. Кураторы выставки намеренно представляют признанных мастеров современного искусства вместе с наивистами — так становятся очевидными единство сюжетных мотивов, стилистик и тематических пластов обеих художественных групп.

ДАМСКАЯ СУМОЧКА И КОШЕЛЕК

2 февраля - 1 июля 2017, Кемеровский областной краеведческий музей

Выставка представляет часть собрания декоративно-прикладного искусства Ярославского художественного музея. С 1980-х годов музей собирает коллекцию дамских сумочек XIX-XX вв., которая насчитывает более ста произведений. Среди них сумки европейского производства из гобелена, кожи, замши, металла, расшитые бисером и цветными нитями. Наиболее интересные экспонаты – дамская сумка со свистком, предназначенным для отпугивания хулиганов, кошельки из перламутровых раковин начала XX в., вязанные бисером кошельки.

История создания сумки теряется в глубокой древности. Необходимость приспособления для переноски вещей стала очевидна еще в доисторические времена. Первыми сумками, видимо, были узлы из шкур первобытного периода. Позднее появились текстильные сумки, предназначенные для переноски небольших предметов. С введением монетного обращения появились кошельки. Дамские сумочки к началу XX столетия поражали многообразием материалов и техник их создания. Сумочки позволяли даме проявить свою индивидуальность или, напротив, подчеркнуть приверженность последним тенденциям моды. Сумочки изготавливались и отдельными мастерицами, и специализированными мастерскими.

Дамская сумочка – не просто аксессуар, а один из самых необходимых и важных предметов для женщины, который вмещает целый мир. Изящные и элегантные, фантазийные и удобные, дорогие и не очень, сумочки отражают характер, пристрастия и настроение ее обладательницы.

О сумочках, о женщинах и о капризах моды – об этом можно размышлять на выставке Ярославского художественного музея.