ОТ ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ ДО БАРОККО. Произведения западноевропейских художников XV–XVII вв. из собрания Василия Горященко (Москва)

9 декабря 2016 - 16 апреля 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный - 150 руб., льготный - 100 руб.

Картины старых западноевропейских мастеров пользуются вниманием ценителей живописи. Высокое профессиональное мастерство их исполнения, равно как и тонкая поэтика восприятия окружающего мира делают эти работы объектом неподдельного восхищения.

На выставке представлены работы немецких, нидерландских и итальянских художников XV–XVII вв. из частной коллекции Василия Горященко.

В традициях позднеготического искусства исполнено одно из самых ранних произведений в экспозиции – «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» (1480).

Глубоко религиозное Северное Возрождение было временем творческих поисков, когда художники, переосмыслив традиции Средневековья, стали реалистически изображать человека и окружающий его мир. Религиозные сюжеты и христианская символика органично соединяются с приемами реалистической живописи в творчестве выдающихся голландских художников первой половины XVI века. С образами Мадонны художников круга Йоса ван Клеве и Луки Лейденского можно познакомиться на выставке.

Все произведения, представленные на выставке, объединены не только христианской тематикой, но и высочайшим художественным уровнем. Гости музея могут познакомиться с произведениями, достойными украсить экспозиции лучших музеев Европы.

ЗА КРАСНОЙ ЧЕРТОЙ

23 декабря 2016 - 19 марта 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный - 150 руб., льготный - 100 руб.

В год 100-летия Октябрьской революции музей представляет выставку известных художников XX века, которая заставляет задуматься о развитии русского искусства в сложную послереволюционную эпоху.

Октябрьская революция 1917 года не только разделила жизнь страны на «до» и «после», но и красной чертой прошла по судьбам людей, нередко круто изменив их. В истории русской живописи наступление новой эры социализма сказалось не сразу. Зрелые художники со сложившейся авторской манерой и стилем не могли, да и не хотели за короткий срок кардинально менять свое творчество.

В первые годы советской власти важнейшим для развития искусства стал вопрос «художник и власть». Оставшись без частных заказов, в условиях «огосударствления» всех сторон жизни общества, деятели искусства должны были решить для себя непростой вопрос о поддержке или неприятии новой власти. Кто-то радостно приветствовал перемены, создавая произведения явно политической направленности, выполняя идеологический заказ государства, кто-то уезжал в эмиграцию, кто-то ушел от активной выставочной деятельности и искал себя в театре, кинематографе, педагогике, музейном деле, оставив занятия станковой живописью лишь для собственного удовольствия. Многие художники со временем приспособились к диктату государства и создавали «идеологически верные» картины, при этом особо работая для себя, для узкого круга друзей и единомышленников, не выставляя публично эти произведения. В целом, характеризуя творчество художников старшего поколения в 1920–1950-х годах, мы можем говорить о постепенном переходе их к реализму в разных его проявлениях: символическом, романтическом и, наконец, официальном «социалистическом».

В экспозиции представлены работы известных художников, участвовавших в крупных творческих объединениях и выставках начала XX века. Все они имели успех и признание публики и критики, их работы стали хрестоматийными для истории русского искусства. Творчество этих мастеров в советский период менее известно широкому зрителю. На выставке посетители смогут увидеть работы «голуборозовцев» Павла Кузнецова, Анатолия Арапова и Николая Ульянова; «бубнововалетовцев» Роберта Фалька, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Осмёркина; «русских импрессионистов» Константина Юона, Аркадия Рылова; баталиста Николая Самокиша и других.

Выставка включает сорок произведений 1920–1950-х годов из собрания Ярославского художественного музея, двадцать два из них экспонируются впервые.

МОДНЫЙ ПОКАЗ. Дамский костюм 1890–1910 гг.

13 декабря 2016 - 1 октября 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный - 100 руб., льготный - 80 руб.

«Модный показ» представляет дамские платья конца XIX – начала XX века из коллекции музея. На выставке можно узнать, как одевались, у кого заказывали наряды и на что ориентировались жительницы Ярославля и губернии более ста лет назад.

Городской костюм 1890–1910-х годов в России имел мало отличий от европейского, оставался под влиянием Парижа и Вены. Австрия экспортировала одежду во все страны, в том числе и в Россию. Русские портные ездили совершенствоваться в Лондон и Вену.

1900-е годы были эпохой небольших женщин. В моде был рост 155–160 см и пышная грудь. Поэтому и одежда стремилась к созданию иллюзии пышного бюста. В одежде бюст располагался единым пышным фронтом, драпировали его, используя всевозможные рюши и подкладные ватные подушечки, добиваясь, чтобы грудь выглядела вызывающе красиво. По сохранившимся платьям этого периода мы знаем, что талию утягивали до объемов в 42–45 см, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников.

Русская мода 1900-х годов тяготела к использованию отечественных материалов. В первую очередь это касалось кружева. Отличительной чертой отечественного вкуса была любовь к декору. Именно поэтому все вещи русской работы более сложны и многодельны, чем вещи, которые делали на Западе – они отделаны вышивкой, лентами, тесьмой, складками, бантами, воланами, аппликациями. Популярны были роскошные орнаменты.

С конца 1910-х годов наступил следующий этап развития костюма. Платье стало короче и приобрело строгий, стройный силуэт. Лиф стал мягким, с небольшим напуском и завышенной талией. Юбка – прямая, узкая, часто украшалась асимметричными, плотно прилегающими к фигуре драпировками. Одной из особенностей моды стало соединение тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа – с полупрозрачными воздушными газом, шифоном, тюлем.

Женская мода снова стала меняться – одежда стала более практичной; узкую прямую юбку сменила миди-юбка в складку, шляпы стали меньше и без отделки. Было создано «платье на все случаи», которое можно было носить дома или вне его, с утра до вечера, а то и в постели. Работающие женщины поняли, что практичная, строгая одежда имеет и свое очарование: в ней женщины выглядят компетентными и серьезными.

БЕНУА - ЛАНСЕРЕ - СЕРЕБРЯКОВА. Династия художников

25 ноября 2016 - 26 марта 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный - 70 руб., льготный - 50 руб.

Музей представляет выставку одной из наиболее прославленных в искусстве семей. Экспозиция сформирована из предметов собрания Ярославского художественного музея. В коллекции музея более ста произведений художников клана Бенуа-Лансере-Серебряковой: рисунки, акварель, живопись, экслибрис, открытки и несколько раритетных книжных изданий.

На выставке представлены работы конца XIX – начала ХХ вв., периода смены художественных эпох в русской культуре. Тон в творчестве этого периода в семье Бенуа задало объединение "Мир искусства", одним из организаторов которого был Н.А. Бенуа.

Основателем династии в России стал Леонтий Николаевич Бенуа (1770–1822), бежавший от революции во Франции в 1794 г. и ставший главным кондитером при дворе императрицы Марии Фёдоровны. У него было одиннадцать детей, из которых пятеро продолжили род Бенуа в России. Самой творчески плодовитой оказалась линия четвертого сына – Николая Леонтьевича Бенуа (1813–1898), российского архитектора, академика.

Почти все шестеро его сыновей связали свою жизнь с искусством. Старший сын – Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) – художник, архитектор, академик. Второй сын Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928) – архитектор, академик.

Младший сын, самый известный из детей Николая Леонтьевича – художник, художественный критик, основатель объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа (1870–1960). Он женился на Анне Карловне Кинд (1869–1952). Их сын художник и сценограф Николай Александрович Бенуа (1901–1988), родился и получил образование в России, стал известным итальянским художником.

Дочь Н.Л. Бенуа – Екатерина Николаевна Бенуа (1850–1933) была в молодости художником-графиком. Она вышла замуж за скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере (1848–1886), трое их детей стали известными художниками. Старший сын – художник и архитектор, профессор Академии художеств Николай Евгеньевич Лансере (1879–1942). Второй сын – известный художник, член объединения "Мир искусства" Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946). Младшая дочь — русская художница Зинаида Евгеньевна Лансере (1884–1967), по мужу Серебрякова.

РАСПЕТУШЬЕ

29 декабря 2016 - 9 апреля 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный - 60 руб., льготный - 40 руб.

На выставке вас встретит многоголосие фарфоровых, керамических, стеклянных петухов и куриц.

Народное искусство представлено глиняными игрушками с петухами знаменитых промыслов Дымково (Киров), Филимоново (Тула), Жбанниково (Нижний Новгород), Троицкое (Липецк). Очень интересны копилки-петухи из подмосковной Гжели, выпускавшиеся местными артелями очень недолго в 1920-е годы. Городецкие деревянные расписные петушки доносят многовековую основу народной культуры, бережно сохраняемую современными мастерами. Народные традиции вдохновили и лучших мастеров ленинградского фарфорового завода (бывшего императорского) Алексея Викторовича Воробьевского, Лепорскую Анну Николаевну и Алексея Григорьевича Сотникова на создание особого русского стиля форм и росписи фарфора, в котором изображению петуха отдается особое место.

Дополняют выставку фарфоровые графины разных фабрик России, выполненные в форме петуха и напоминающие, что само слово «петух» в русском языке происходит от слова «пить». Хороши в экспозиции масленки и солонки в форме куриц, петух – птица семейная и представить его без курицы-подружки невозможно.

НЕПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ. ИСКУССТВО XX ВЕКА

2 декабря 2016 - 5 марта 2017, ВДНХ, павильон № 59

На выставке представлено более 100 работ: живопись, графика и скульптура из собраний российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке представлены три работы из собрания Ярославского художественного музея.

«Непарадный портрет» — история о поисках возможностей в искусстве ХХ века. Выбранная организаторами камерная интонация выставки — попытка подсветить жизнь отдельного человека на фоне больших событий и перемен. Тема «непарадного» смещается здесь от пластических новаторств к форме параллельного социального существования, от поиска возможного изображения персонажа к рассказу о человеке от лица «мы». Подобное повествование станет первой экспозицией, прослеживающей движение от интимного жанра как программы (художники «Мира искусства») до маргинальности как основной характеристики портрета в конце ХХ — начале ХХI века.

НАИВ...НО. Исторические и стилистические параллели в искусстве наива и профессиональном искусстве примитивизма XX-XXI веков

2 февраля 2017 - 1 мая 2017, Московский музей современного искусства

Произведение Алексея Моргунова "Мясная лавка" (1910) из собрания Ярославского художественного музея - участник выставки "НАИВ...НО", одного из масштабных проектов V Московского международного фестиваля наивного искусства "Фестнаив" в Московском музее современного искусства.

Проект «НАИВ... НО» уже в своем названии содержит заявку на расширение границ восприятия наивного искусства, на преодоление стереотипов, связанных с его фольклорным характером. В первую очередь, — это масштабное исследование, направленное на определение места наивного искусства в контексте общего художественного процесса прошлого века. Кураторы выставки намеренно представляют признанных мастеров современного искусства вместе с наивистами — так становятся очевидными единство сюжетных мотивов, стилистик и тематических пластов обеих художественных групп.

ДАМСКАЯ СУМОЧКА И КОШЕЛЕК

2 февраля - 1 июля 2017, Кемеровский областной краеведческий музей

Выставка представляет часть собрания декоративно-прикладного искусства Ярославского художественного музея. С 1980-х годов музей собирает коллекцию дамских сумочек XIX-XX вв., которая насчитывает более ста произведений. Среди них сумки европейского производства из гобелена, кожи, замши, металла, расшитые бисером и цветными нитями. Наиболее интересные экспонаты – дамская сумка со свистком, предназначенным для отпугивания хулиганов, кошельки из перламутровых раковин начала XX в., вязанные бисером кошельки.

История создания сумки теряется в глубокой древности. Необходимость приспособления для переноски вещей стала очевидна еще в доисторические времена. Первыми сумками, видимо, были узлы из шкур первобытного периода. Позднее появились текстильные сумки, предназначенные для переноски небольших предметов. С введением монетного обращения появились кошельки. Дамские сумочки к началу XX столетия поражали многообразием материалов и техник их создания. Сумочки позволяли даме проявить свою индивидуальность или, напротив, подчеркнуть приверженность последним тенденциям моды. Сумочки изготавливались и отдельными мастерицами, и специализированными мастерскими.

Дамская сумочка – не просто аксессуар, а один из самых необходимых и важных предметов для женщины, который вмещает целый мир. Изящные и элегантные, фантазийные и удобные, дорогие и не очень, сумочки отражают характер, пристрастия и настроение ее обладательницы.

О сумочках, о женщинах и о капризах моды – об этом можно размышлять на выставке Ярославского художественного музея.