НИКОЛАЙ РЕРИХ. Выставка из собрания Государственного Русского музея

30 августа – 26 ноября 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный – 200 руб., льготный – 100 руб.

29 августа в Ярославском художественном музее состоится открытие Культурно-выставочного центра Русского музея. КВЦ начнет свою работу с выставки Николая Рериха.

На экспозиции будут представлены 50 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, созданных одним из крупнейших мастеров отечественной живописи конца XIX – первой половины ХХ века, писателем, мыслителем, археологом и общественным деятелем. На выставке ярославцы и гости города смогут познакомиться с разными этапами жизни и творчества художника.

КОЛЬЦО. ЭПАТАЖ. Выставка ювелирных украшений из собрания Юлии и Бориса Колесниковых (Ярославль)

10 августа – 12 ноября 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Кольцо. Эпатаж» художников-ювелиров Бориса и Юлии Колесниковых представляет уникальные кольца необычного дизайна. Традиционно кольцом считается предмет из металла в форме обода, круга с пустым пространством внутри. Однако художники готовы поспорить с этим утверждением. Необычные кольца Бориса и Юлии выделяются на фоне классических аналогов не только формой и размером, но и оригинальностью дизайна. Обычно такие украшения предпочитают люди, стремящиеся выделиться и проявить индивидуальность во всем, даже в подборе аксессуаров. Итальянский поэт Филиппо Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», поэтому главный лозунг выставки – «храбрость, дерзость и бунт». Эти необычные скульптуры малых форм вызывают изумление, удивление и восторг.

Ювелирное искусство – сложный вид художественного творчества, требующий знания ремесла, кропотливого труда и вдохновения. Порой за красивой и изящной вещью скрывается серьезная и тяжелая работа. Борис и Юлия Колесниковы – признанные мастера ювелирного дела, со своими представлениями о красоте и методами её воплощения в искусстве, поэтому столь выразительна и многоцветна палитра их творческих идей.

Борис и Юлия постоянно участвуют в выставках ювелирного и эмальерного искусства не только в России, но и за рубежом, неоднократно становились лауреатами и дипломантами многих профессиональных конкурсов. Колесниковы необычайно творчески активны. Они много и интересно работают, и с каждой новой работой раскрываются новые грани их таланта.

ДОРОГА ДОМОЙ. ХУДОЖНИКИ ТАДЖИКИСТАНА. Алексей Бесперстов. Владимир Глухов

3 августа – 27 августа 2017, Губернаторский дом

Вход свободный

Выставка представляет произведения из собрания московского коллекционера и мецената, основателя Фонда поддержки искусств и музейной деятельности Юлии Вербицкой.

Главная тема проекта – возвращение домой, к истокам творчества – объединяет выставки двух разных по мировосприятию живописцев – Алексея Бесперстова и Владимира Глухова, учителя и ученика, творчество которых неразрывно связано со Средней Азией.

«Дорога» проекта началась в Государственном музее Востока в Москве, где он вызвал большой интерес не только со стороны столичных ценителей искусства, но и Министерства культуры РФ – выставку посетил глава ведомства Владимир Мединский.

В мае выставку принял у себя Северокавказский филиал Музея Востока в Майкопе (Республика Адыгея). После Ярославля выставка отправится в другие регионы России и страны.

Алексей БЕСПЕРСТОВ (1923–2001) в детстве переехал с семьей из России в Таджикистан. После участия в Великой Отечественной войне вернулся в Сталинабад (в 1961 городу возвращено историческое название – Душанбе), посвятив себя живописи и преподаванию. Картины 1960–1990-х – это яркий и насыщенный период творчества художника. Алексей Бесперстов – автор множества пейзажей: горные долины, цветущие деревья, портреты жителей кишлаков. В экспозицию также вошли живописные холсты и этюды Алексея Бесперстова, написанные им в поездах по Крыму.

Владимир ГЛУХОВ (р. 1961) – ученик Алексея Бесперстова, родился в Душанбе. В 1990-х покинул Таджикистан и переехал в Тюмень, но среднеазиатская тема осталось для него главной. «Таджикистан – моя родина, мой рай. Там тепло. Там солнце, фрукты, ослепительные краски – алый, лазоревый, желтый...». Художник выработал собственный стиль. В работах Владимира Глухова проявляются черты европейского фовизма. Присущий его творчеству цветовой символизм в соединении с элементами фольклора дают повод современникам называть художника «русским Гогеном».

ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ

1 июля – 26 ноября 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 150 руб., льготный – 100 руб.

На выставке «Туманный Альбион на волжских берегах» представлены живопись, акварели, портретная миниатюра и произведения декоративно-прикладного искусства, исполненные британскими художниками, из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких (Москва).

XVIII – начало XIX века – период расцвета национального английского искусства, время, когда английская школа живописи выдвигает плеяду талантливейших мастеров и занимает одно из первых мест в Европе. «Золотой век» английской живописи по праву связывают с замечательными достижениями в портретном жанре. На выставке можно будет познакомиться с работами знаменитых английских портретистов, в числе которых Сэр Джошуа Рейнольдс – первый президент Королевской академии художеств, выдающийся художник, прославившийся замечательными по сходству, выразительности, смелой и сочной манере письма портретами, Томас Лоуренс – автор виртуозных и чрезвычайно эффектных портретов английской и европейской аристократии, Ангелика Кауфман – живописец и график, одна из талантливейших и образованнейших женщин века Просвещения.

Укреплявшиеся со второй половины XVIII века культурные связи России и Великобритании не могли не проявиться в области изобразительного искусства. Многие мастера, произведения которых представлены в экспозиции, работали в России. По воспоминаниям современников, имя британского художника Джорджа Доу в нашей стране довольно долго было синонимом таланта и успеха. По приглашению Александра I он работал над Военной галереей Зимнего дворца, писал портреты членов царской семьи, придворных, министров, военачальников. В числе представленных на выставке работ Джорджа Доу можно будет увидеть портрет Александра I, чей образ живописцу особенно удавался.

По-английски благородны и изящны акварельные портреты и портретные миниатюры на кости – произведения, отличающийся особой тонкостью письма, требующие высокого колористического мастерства и совершенного владения рисунком, в силу своей хрупкости редко предстающие перед публикой в музейных залах.

Экспозицию дополняют произведения декоративно-прикладного искусства: керамика и копии гемм, изготовленные Джеймсом Тасси – создателем «всеевропейской» коллекции слепков, изобретателем оригинальной рецептуры стеклянной пасты, изделия из которой по сей день носят его имя.

Онлайн экскурсия по выставке. Джошуа Рейнольдс.

Онлайн экскурсия по выставке. Ангелика Кауфман и Томас Лоуренс

Онлайн экскурсия по выставке. Джордж Доу.

ЛЕВ ЛАГОРИО. 1826–1905

8 апреля – 3 сентября 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный – 70 руб., льготный – 50 руб.

Выставка представляет живописные и графические произведения Льва Лагорио из собраний музеев Вологды, Рыбинска, Переславля-Залесского и Ярославля.

Лагорио – яркий и самобытный художник в истории русского искусства XIX в. Судьбу юноши определило знакомство с творчеством его земляка, другого феодосийского художника – еще молодого, но уже знаменитого Ивана Айвазовского, в мастерской которого он занимался в 1839–1840 гг.. В то же время работа на натуре, наблюдения природы позволили художнику выработать собственный стиль.

Лагорио прославился благодаря пейзажу. Круг сюжетов был достаточно широк. Он писал горные, лесные пейзажи, батальные сцены, но особое внимание всегда уделял марине. Море Лагорио видел по-своему. Он редко писал бури, патетически-взволнованные образы морской стихии его мало привлекали. Любимыми мотивами были камерные пейзажи побережий с видами на морские дали и небо, уютные и гостеприимные бухты со стоящими на рейде кораблями, с домиками, теряющимися в дымке у подножия гор.

На выставке представлены все периоды творчества Льва Лагорио. Самым ранним, исполненным еще в период учебы в Академии, является ночной пейзаж с луной и парусными лодками у берега. В нем в полной мере нашли отражение навыки, полученные в мастерской прославленного педагога и художника-романтика М.Н. Воробьева. Пейзаж исполнен по впечатлениям путешествия по Финскому заливу в 1846 г. и отличается эмоциональностью, соединенной с натурными наблюдениями. В дальнейшем на смену романтике придет тонкая поэзия, особенно привлекательная в ночных видах освещенного лунным светом Петербурга.

Море у Лагорио – серебристое, прозрачное, со множеством оттенков. Тонко передано состояние водной поверхности, морские волны сине-голубого цвета с солнечными бликами на первом плане создают ощущение бескрайнего морского пространства. Изумительно мастерство художника в изображении столь любимой им легкой «морщинистости» зеркальной водной глади. Причем цветовая гамма точно соответствует природе места, которое выбрано для пейзажа. В каждом случае уловлено настроение, будь то Крым, Кавказ, окрестности Петербурга, Финляндия или Норвегия.

МОДНЫЙ ПОКАЗ. Дамский костюм 1890–1910 гг.

13 декабря 2016 – 1 октября 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный – 100 руб., льготный – 80 руб.

«Модный показ» представляет дамские платья конца XIX – начала XX века из коллекции музея. На выставке можно узнать, как одевались, у кого заказывали наряды и на что ориентировались жительницы Ярославля и губернии более ста лет назад.

Городской костюм 1890–1910-х годов в России имел мало отличий от европейского, оставался под влиянием Парижа и Вены. Австрия экспортировала одежду во все страны, в том числе и в Россию. Русские портные ездили совершенствоваться в Лондон и Вену.

1900-е годы были эпохой небольших женщин. В моде был рост 155–160 см и пышная грудь. Поэтому и одежда стремилась к созданию иллюзии пышного бюста. В одежде бюст располагался единым пышным фронтом, драпировали его, используя всевозможные рюши и подкладные ватные подушечки, добиваясь, чтобы грудь выглядела вызывающе красиво. По сохранившимся платьям этого периода мы знаем, что талию утягивали до объемов в 42–45 см, чтобы женщины могли сравнивать объемы своих талий с объемами шей своих поклонников.

Русская мода 1900-х годов тяготела к использованию отечественных материалов. В первую очередь это касалось кружева. Отличительной чертой отечественного вкуса была любовь к декору. Именно поэтому все вещи русской работы более сложны и многодельны, чем вещи, которые делали на Западе – они отделаны вышивкой, лентами, тесьмой, складками, бантами, воланами, аппликациями. Популярны были роскошные орнаменты.

С конца 1910-х годов наступил следующий этап развития костюма. Платье стало короче и приобрело строгий, стройный силуэт. Лиф стал мягким, с небольшим напуском и завышенной талией. Юбка – прямая, узкая, часто украшалась асимметричными, плотно прилегающими к фигуре драпировками. Одной из особенностей моды стало соединение тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа – с полупрозрачными воздушными газом, шифоном, тюлем.

Женская мода снова стала меняться – одежда стала более практичной; узкую прямую юбку сменила миди-юбка в складку, шляпы стали меньше и без отделки. Было создано «платье на все случаи», которое можно было носить дома или вне его, с утра до вечера, а то и в постели. Работающие женщины поняли, что практичная, строгая одежда имеет и свое очарование: в ней женщины выглядят компетентными и серьезными.

ПОЛЕТ СИНЕЙ ПТИЦЫ. ПУТЬ ДЛИНОЮ В ПЯТЬ ЛЕТ

31 мая – 1 октября 2017, Дом-музей скульптора-академика А.М. Опекушина

Вход свободный

На выставке представлены творческие работы детского коллектива арт-студии «Синяя птица» (руководитель студии Кожохина Светлана Константиновна – старший педагог дополнительного образования, Магистр практической психологии, арт-терапевт, Почетный член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», Почетный работник общего образования Р.Ф.)». Это работы ребят в возрасте от пяти до шестнадцати лет.

Самые юные студийцы представили серию рисунков «Волшебные мандалы». Мандалы – это рисунки, выполненные в круге по специальной технологии.

Школьники среднего звена представили рукописные книги – арт-дневники «Мои здоровые путешествия». Ребята занимаются по программе природной арт-терапии «Целебное прикосновение. Открытая студия четырех стихий».

Самые старшие студийцы представляют фото-коллажи «История моего преображения», созданные на основе арт-терапевтического цикла с элементами перформанса, по впечатлениям от мифа о Священном Граале.

МИСТЕРИЯ-БУФФ АРИСТАРХА ЛЕНТУЛОВА

20 июня – 27 августа 2017, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина

Аристарха Лентулова можно назвать одним из главных экспериментаторов русского авангарда. К 135-летию со дня рождения художника Театральный музей им. А.А. Бахрушина представляет выставку «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова». Выставка охватит все периоды творческой жизни художника и станет самым представительным показом его работ за последние 30 лет – всего около 250 произведений из 20 музеев России, частных коллекций, а также коллекции правнука художника – Фёдора Лентулова.

Выставка предлагает взглянуть на творчество художника через призму театральности. Сочетание станковых произведений, живописных и графических, с театральными работами становится одним из принципов построения экспозиции и позволяет проследить взаимосвязь этих видов искусств, столь характерную для отечественного художественного процесса первой трети ХХ века в целом. Театральность свойственна творчеству Лентулова и до прихода в театр в 1914 году: она в артистической лёгкости «примеривания» на себя различных стилей изобразительного искусства начала XX века от импрессионизма до футуризма, в повышенной декоративности и яркости его палитры, в использовании коллажа и световых эффектов, восходящих к театральной практике. Он добивался выдающейся экспрессии и выразительности, смело сочетая новейшей язык искусства и мотивы традиционной русской архитектуры церквей и монастырей.

Валентина Терешкова: Первая женщина в космосе

16 марта 2017 – 17 сентября 2017, Музей науки, Лондон

Музей науки в Лондоне (Великобритания) представляет выставку «Валентина Терешкова: Первая женщина в космосе» к 80-летнему юбилею первой женщины-космонавта. Выставка будет работать с 16 марта по 17 сентября 2017 года.

Посетители выставки узнают о достижениях Валентины Терешковой через ее личные вещи, изображения и фильм. Кураторы выставки предлагают поразмышлять о жизни, которая сделала из девушки, работавшей на фабрике и занимавшейся парашютным спортом в свободное время, космонавта, посла мира и политического деятеля.

Ярославский художественный музей предоставляет на выставку картину А. Мазитова «Чайка» (Портрет В.В. Терешковой). 1964. Картина «Чайка» была написана художником сразу после космического полета Терешковой. В ней молодая спортсменка изображена на летном поле с парашютом в предчувствии будущего полета.