Выставка

«Полюбите нас черненькими...»

Искусство силуэта
Искусство силуэта является одним из приемов графических техник. Техник существует несколько: вырезывание ножницами из черной бумаги, рисование тушью, гравюра на дереве и линолеуме, усложненный вариант с добавлением рисования по силуэту и техника эгломизе. Все эти разновидности представлены на выставке произведениями ведущих мастеров жанра с конца XVIII до конца ХХ века.

Интерес к силуэту в искусстве возникал периодически, волнами, в соответствии с запросами общества. Истоки искусства силуэта восходят к глубокой древности. Он применялся в Древней Греции для вазовой росписи, большое распространение получил в Древнем Китае в виде искусного вырезывания из бумаги, через Азию попал в Европу. В европейской культуре временем расцвета силуэта стал XVIII век, когда «искусство теней» получило название по имени французского королевского контролера над финансами Этьена Силуэта /1709–1767/.

В России силуэт появился в середине XVIII века. Признанным мастером силуэтных изображений считается Федор Петрович Толстой /1783–1873/, художник разнообразных творческих талантов. На выставке представлены две его работы из серии силуэтов, посвященных охоте, жизни селян и теме дороги.

С середины XIX века силуэт был забыт. О нем вспомнила художница Елизавета Бём /1843–1914/. С 1875 года она стала делать литографированные иллюстрации к русской классике в технике силуэта, сама рисуя на камне. Тщательные, с тонкой проработкой деталей, изображения Е.М. Бем восхитили современников. И.Е. Репин, подарив художнице свою картину, оставил на обороте надпись: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания ее таланта. Ее "черненьких" я люблю больше многих-многих беленьких».

Активный интерес к силуэту продолжался до конца 1920-х годов. Самой яркой фигурой этого периода стала Елизавета Кругликова /1865–1941/. В ее творчестве силуэтная техника получила дальнейшее развитие: черные и белые плоскости в создании формы стали равноценными, что значительно обогащало произведение. Музей показывает восемь ее оригинальных работ, выполненных в технике аппликации. Среди них традиционные погрудные портреты художников П.И. Нерадовского, А.А. Арапова, а также интересные портреты в пространстве в рост, в том числе известный портрет З.Е. Серебряковой.

На выставке представлено шестьдесят произведений графики из собрания Ярославского художественного музея, а также из собраний С.В. Никонова и М.В. Осиповой, которым музей выражает искреннюю благодарность.
Стоимость
Билет – 80 руб.
Льготный – 60 руб.
Место проведения
Губернаторский дом
Волжская набережная, 23
Как добраться
Вт–Вс 10:00 до 18:00
Корзина
{{ ELEMENTS.length }}